БЕЗОПАСНОСТЬ
Антитеррор
Антитеррористическая безопасность
В последнее время озабоченность по поводу безопасности образовательных учреждений серьезно возросла. Эта озабоченность связана не только с физическими факторами, но и психологические факторы также могут ассоциироваться с опасностью. В учреждении и прилегающих к ней территориях есть множество уязвимых мест, где вполне возможно скрытое запугивание или устрашение детей. Необходимо учиться правилам поведения при угрозе проведения террористического акта, быть психологически готовыми к действиям в опасных и экстремальных случаях.
Терроризм — это метод, посредством которого организованная группа или партия стремится достичь провозглашенных ею целей преимущественно через систематическое использование насилия.
ЕЖЕГОДНЫЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ В МБДОУ ДЕТСКОМ САДУ № 1 Р.П. ХОР
I. Работа с персоналом
1. Распределение обязанностей. Установление пропускного режима, организация внешней безопасности, регулярное обследование здания, складских помещений, подсобных помещений, ежедневный осмотр территории учреждения в дневное и ночное время на наличие посторонних и подозрительных предметов, припаркованного транспорта.
2. Практические занятия с целью обучения сотрудников правилам поведения при обнаружении подозрительного предмета, при поступлении угрозы по телефону, при захвате заложников.
3. Проведение инструктажей «Действия персонала при обнаружении подозрительного предмета, при захвате заложников, при поступление угрозы по телефону», «Охрана жизни и здоровья детей в детском саду», «Памятка по мерам антитеррористической безопасности»
II. Работа с детьми
1. Беседы и занятия с детьми на темы: «Как я должен поступать»; «Как вызвать полицию»; «Правила поведения в городском транспорте»; «Служба специального назначения»; «Когда мамы нет дома»; «Военные профессии». Изготовление наглядных пособий по материалам бесед.
2. Выставки рисунков по теме.
3. Проведение практических занятий по эвакуации.
4. Обсуждение возможных чрезвычайных ситуаций.
III. Работа с родителями
Проведение бесед с родителями о режиме посещения МБДОУ детского сада № 1 р. п. Хор.
Проведение родительских собраний с включением вопросов безопасности.
Оформление информационных уголков (папки-передвижки, консультационные папки, памятки, буклеты и т.п.)
РЕКОМЕНДАЦИИ ГРАЖДАНАМ ПО ДЕЙСТВИЯМ ПРИ УГРОЗЕ СОВЕРШЕНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА
Сегодня терроризм, наряду с распространением оружия массового уничтожения, региональными конфликтами и организованной преступностью, представляет собой самый опасный вызов безопасности нашей стране. В целях пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства, гражданам необходимо знать правила, порядок поведения и действия при угрозе и в период проведения терактов, правильно ориентироваться и действовать в чрезвычайных ситуациях. Любой человек должен точно представлять свое поведение и действия в экстремальных ситуациях, психологически быть готовым к самозащите.
Рекомендации при обнаружении подозрительного предмета.
Если вы обнаружили забытую или бесхозную вещь в общественном транспорте, опросите людей, находящихся рядом. Постарайтесь установить, чья она или кто мог ее оставить. Если хозяин не установлен, немедленно сообщите о находке водителю (машинисту).
Если вы обнаружили подозрительный предмет в подъезде своего дома, опросите соседей, возможно он принадлежит им. Если владелец не установлен, немедленно сообщите о находке в ваше отделение полиции.
Если вы обнаружили подозрительный предмет в учреждении, немедленно сообщите о находке администрации.
Во всех перечисленных случаях:
- не трогайте, не вскрывайте и не передвигайте находку. Не предпринимайте самостоятельно никаких действий с находками или подозрительными предметами, которые могут оказаться взрывными устройствами — это может привести к взрыву, многочисленным жертвам и разрушениям;
- зафиксируйте время обнаружения находки;
- незамедлительно сообщите в территориальный орган полиции;
- примите меры по недопущению приближения людей к подозрительному предмету. Постарайтесь сделать так, чтобы люди отошли как можно дальше от опасной находки;
- примите меры по исключению использования средств радиосвязи, высокочастотных излучающих приборов, динамиков и других радиосредств, способных вызвать срабатывание радиовзрывателей обнаруженных, а также пока не обнаруженных взрывных устройств;
- обязательно дождитесь прибытия оперативно-следственной группы
Внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение. В качестве камуфляжа для взрывных устройств используются обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, свертки, коробки, игрушки и т.п. Если обнаруженный предмет не должен, как вам кажется, находиться «в этом месте в это время», не оставляйте этот факт без внимания, но помните:
Если террорист-смертник ощутит на себе внимание людей, он способен незамедлительно привести взрывное устройство в действие. В связи с этим старайтесь соблюдать спокойствие. Если есть возможность, сообщите о подозрительном вам человеке в административные или правоохранительные органы либо в службы безопасности, не привлекая к себе внимания террориста.
Предметы — бесхозные портфели, чемоданы, сумки, свертки, ящики, мешки, коробки и т.д., автотранспорт — угнанный, брошенный, без признаков наличия владельца и т.д.
Внешние признаки предметов, по которым можно судить о наличии в них взрывных устройств:
- наличие связей предмета с объектами окружающей обстановки в виде растяжек, приклеенной проволоки и т.д.;
- необычное размещение обнаруженного предмета;
- шумы из обнаруженного подозрительного предмета (характерный звук, присущий часовым механизмам, низкочастотные шумы);
- установленные на обнаруженном предмете различные виды источников питания, проволока, по внешним признакам, схожая с антенной т.д.
ПАМЯТКА
ПЕРСОНАЛУ ОЪЕКТА ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ТЕРРОРЕСТИЧЕСКИХ АКТОВ
Будьте наблюдательны! Только вы можете своевременно обнаружить посторонние предметы или посторонних людей на вашем рабочем месте.
Будьте внимательны! Только вы можете распознать неадекватные действия посетителя в вашем рабочем помещении или вблизи него.
Будьте бдительны! Каждый раз, придя на свое рабочее место, проверяйте отсутствие посторонних предметов.
Потренируйтесь: кому и как вы можете быстро и незаметно передать тревожную информацию.
Соблюдайте производственную дисциплину! Обеспечьте надежные запоры постоянно закрытых дверей помещений, шкафов, столов.
Не будьте равнодушны к поведению посетителей! Среди них может оказаться злоумышленник.
Заблаговременно представьте себе возможные действия преступника вблизи вашего рабочего места и свои ответные действия.
Помните, что злоумышленники могут действовать сообща, а также иметь одну или несколько групп для ведения отвлекающих действий.
Получив сведения о готовящемся теракте, сообщите об этом в органы управления по делам ГО и ЧС, правоохранительные органы и администрации учреждения. Оставайтесь на рабочем месте. Будьте хладнокровны. Действуйте по команде.
РОДИТЕЛИ!
Вы отвечаете за жизнь и здоровье ваших детей. Разъясните им, что любой предмет, найденный на улице или в подъезде, может представлять опасность.
Общие правила безопасности
К террористическому акту невозможно подготовиться заранее, поэтому следует быть настороже всегда. Следует проявлять особую осторожность на многолюдных мероприятиях с тысячами участников, в популярных развлекательных заведениях, торговых центрах.
- Обращайте внимание на подозрительных людей, предметы, на любые подозрительные мелочи
- На подозрительные телефонные разговоры рядом стоящих лиц
- На сдаваемые или снимаемые по соседству квартиры, подвалы, подсобные помещения, склады, вокруг которых наблюдается странная активность
- Остерегайтесь людей с большими сумками, баулами и чемоданами, особенно, если они находятся в неожиданном месте (например, с баулом в кинотеатре или на празднике). Несмотря на то, что этот человек, скорее всего, окажется туристом или торговцем, все же лишняя осторожность не повредит)
- Не поднимайте забытые посторонними людьми вещи: сумки, мобильные телефоны, кошельки и т.п.
- Будьте особо бдительными и остерегайтесь людей, одетых не по сезону. Если вы видите летом человека, одетого в плащ или толстую куртку — будьте особенно осторожны — под такой одеждой террористы чаще всего прячут бомбы. Лучше всего держаться от него подальше и обратить на него внимание сотрудников правоохранительных органов
- Специалисты сообщают, что смертник, готовящийся к теракту, обычно выглядит чрезвычайно сосредоточено, губы плотно сжаты, либо медленно двигаются, как будто читая молитву
- В семье надо разработать план действий при чрезвычайных обстоятельствах. У всех членов семьи должны быть номера телефонов, адреса электронной почты друг друга для срочной связи. Также необходимо назначить место встречи, где вы сможете встретиться с членами вашей
- семьи в экстренной ситуации. В случае эвакуации, обязательно возьмите с собой ваш набор предметов первой необходимости и документы.
БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ!!!
Дорожная безопасность
К теме безопасности детей на городских улицах приходится возвращаться постоянно. Дорожно-транспортными происшествиями с наиболее тяжкими социальными последствиями были и остаются те, участниками, а порой и жертвами которых оказываются ДЕТИ. Увы, год от года таких ДТП меньше не становится.
Появление малолетнего ребенка без сопровождения взрослого на дороге противоестественно, а его действия непредсказуемы, нелогичны и беспомощны. Не которая осознанность в поведении ребенка вообще и на дороге в частности появляется к 10–12 годам. Это, если можно так выразиться, — «средний случай». Встречаются, конечно, и очень дисциплинированные дошколята, как впрочем, — и великовозрастные «ротозеи».
Поэтому первый совет родителям — путем несложных экспериментов и наблюдений попробуйте оценить, к какой категории пешеходов относится ваш наследник, готов ли он самостоятельно ориентироваться в дорожной обстановке, может ли принимать верные решения. Если нет, выходя на улицу, вам пора брать его не только за руку, но и заниматься воспитанием.
Объясняйте, рассказывайте, убеждайте, воспитывайте ЛИЧНЫМ ПРИМЕРОМ.
Не надейтесь на педагогов и полицейских пропагандистов, активно включайтесь в профилактику сами. Но не забывайте при этом, что вы теперь выступаете перед ребенком в роли непререкаемого авторитета, действующего во всех дорожных ситуациях правильно, взвешенно, максимально безопасно.
Памятка для родителей по ПДД
«Обучение детей наблюдательности на улице»
- Находясь на улице с ребенком, крепко держите его за руку.
- Учите ребенка наблюдательности. Если у дома стоят транспортные средства или растут деревья, кусты, остановитесь, научите ребенка осматриваться по сторонам и определять: нет ли опасности приближающегося транспорта. Если у дома есть движение транспорта, обратите на это его внимание. Вместе с ним посмотрите: не приближается ли транспорт.
- При движении по тротуару придерживайтесь стороны подальше от проезжей части. Взрослый должен находиться со стороны проезжей части.
- Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом автомобилей из арок дворов и поворотами транспорта на перекрестках.
- При переходе проезжей части дороги остановитесь и осмотритесь по сторонам. Показывайте ребенку следующие действия по осмотру дороги: поворот головы налево, направо, еще раз налево. Дойдя до разделительной линии, делайте вместе с ним поворот головы направо. Если нет движения транспорта, продолжайте переход, не останавливаясь, а если есть — остановитесь на линии и пропустите транспорт, держа ребенка за руку.
- Учите ребенка всматриваться вдаль, пропускать приближающийся транспорт.
- Наблюдая за приближающимися транспортными средствами, обращайте внимание ребенка на то, что за большими машинами (автобус, троллейбус) может быть опасность — движущийся на большой скорости легковой автомобиль или мотоцикл. Поэтому лучше подождать, когда большая машина проедет, и убедиться в отсутствии скрытой опасности.
- Не выходите с ребенком на проезжую часть из-за каких-либо препятствий: стоящих автомобилей, кустов, закрывающих обзор проезжей части.
- Переходите проезжую часть не наискосок, а прямо, строго перпендикулярно. Ребенок должен понимать, что это делается для лучшего наблюдения за движением транспорта.
- Переходите проезжую часть только на зеленый сигнал светофора. Объясняйте ребенку, что переходить дорогу на зеленый мигающий сигнал нельзя. Он горит всего три секунды, можно попасть в ДТП.
- Помните, что ребенок обучается движению по улице прежде всего на вашем примере, приобретая собственный опыт!
«Правила перевозки детей в автомобиле»
- Всегда пристегивайтесь ремнями безопасности и объясняйте ребенку, зачем это нужно делать. Если это правило автоматически выполняется вами, то оно будет способствовать формированию у ребенка привычки пристегиваться ремнем безопасности. Ремень безопасности для ребенка должен иметь адаптер по его росту (чтобы ремень не был на уровне шеи).
- Дети до 12 лет должны сидеть в специальном детском удерживающем устройстве (кресле) или занимать самые безопасные места в автомобиле: середину и правую часть заднего сиденья.
- Учите ребенка правильному выходу из автомобиля через правую дверь, которая находится со стороны тротуара.
«Причины детского дорожно-транспортного травматизма»
- Переход дороги в неположенном месте, перед близко идущим транспортом.
Игры на проезжей части и возле нее.
- Катание на велосипеде, роликах, других самокатных средствах по проезжей части дороги.
- Невнимание к сигналам светофора. Переход проезжей части на красный или желтый сигналы светофора.
- Выход на проезжую часть из-за стоящих машин, сооружений, зеленых насаждений и других препятствий.
- Неправильный выбор места перехода дороги при высадке из маршрутного транспорта. Обход транспорта спереди или сзади.
- Незнание правил перехода перекрестка.
- Хождение по проезжей части при наличии тротуара.
- Бегство от опасности в потоке движущегося транспорта.
- Движение по загородной дороге по направлению движения транспорта.
Соблюдайте правила дорожного движения! Берегите своих детей!
«Правила поведения на остановке маршрутного транспорта»
Не ускоряйте шаг и не бегите вместе с ребенком на остановку нужного маршрутного транспорта. Приучите ребенка, что это опасно, лучше подождать следующий автобус (троллейбус) и т.д.
На остановках маршрутного транспорта держите ребенка крепко за руку. Нередки случаи, когда ребенок вырывается и выбегает на проезжую часть.
Переходите проезжую часть только на пешеходных переходах. Не обходите маршрутный транспорт спереди или сзади. Если поблизости нет пешеходного перехода, дождитесь, когда транспорт отъедет подальше, и переходите дорогу в том месте, где она хорошо просматривается в обе стороны.
При высадке из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребенок может упасть или выбежать на проезжую часть дороги.
Пожарная безопасность
Тот, кто хотя бы раз видел пожар, знает какое это страшное бедствие. Он не только губит материальные ценности, но порой уносит самое дорогое — человеческие жизни. К сожалению, не только дети, а порой и взрослые имеют смутное представление о пожароопасных свойствах предметов, окружающих нас в жизни, и в большинстве случаев люди на пожарах, особенно дети, гибнут не от высокой температуры, а от дыма, насыщенного ядовитыми продуктами сгорания. У детей отсутствует та защитная психологическая реакция на пожарную безопасность, которая свойственна взрослым. Большинство из них понятия не имеют о том, что надо делать во время пожара, чтобы уцелеть. В таких случаях они обычно прячутся под кровати, в шкафах, укромных уголках комнат, не пытаются бежать и тогда, когда двери не закрытые. Отыскать детей в задымленных помещениях порой бывает нелегко. Примерно каждый восьмой пожар возникает от детской шалости с огнем, от их не умелого, не осторожного обращения с ним. В работе по обучению детей дошкольного возраста правилам пожарной безопасности необходимо отнестись со всей серьезностью. Если мы не обучим детей, начиная с дошкольного возраста, затем младшего школьного возраста, мы тем самым запланируем настоящие и будущие пожары из-за незнания элементарных правил пожарной безопасности. Соблюдение правил пожарной безопасности должно стать для детей таким же обязательным и естественным, как соблюдение культурно-гигиенических норм и правил. Помочь им в этом обязаны мы — взрослые. Поэтому необходимо детям разъяснять опасность игр и шалостей с огнем, правила предосторожности в обращении с электробытовыми и нагревательными приборами. Научить детей пользоваться первичными средствами пожаротушения, вызвать пожарную помощь. Дети должны сознательно выполнять в детском саду, дома, на улице, в лесу правила пожарной безопасности. Преобладающим способом сообщения новых знаний является чтение стихов, рассказов, сказок, рассматривание рисунков, плакатов на противопожарную тему. В возрасте от трех до семи лет дети часто в своих разнообразных играх повторяют поступки и действия взрослых, отображают их труд. Велика любознательность ребенка. Ему хочется как можно скорее все узнать и испытать все самому. И, конечно, в первую очередь ребенка интересуют яркие и надолго запоминающиеся явления и предметы. А что может быть интереснее огня, с которым в детстве он встречается на каждом шагу? Мама чиркнула спичкой — огонь, горят дрова в печке — огонь, зажигается в комнате свет — огонь. Нельзя быть уверенным в том, что ребенок, оставшись один в доме (или в квартире), не решиться поиграть с коробкой спичек, не захочет поджечь бумагу в игрушечной печке, не заинтересуется примусом или керосинкой, не попытается по примеру родителей включить в электросеть плитку, чайник или другой электронагревательный прибор, не устроит костер, который он когда-то видел в лесу или в поле, и т.д.
Это подтверждается анализом пожаров от детской шалости. При анализе причин рассмотренных пожаров напрашивается вывод, что виноваты в них не дети, а взрослые люди, которые вместо того, чтобы спрятать спички, лишить ребенка возможности пользоваться ими, часто превращают их а предмет игр и развлечений. Кому не приходилось видеть, как отец или мать, стремясь развлечь ребенка, дают ему поиграть со спичечными коробками, вместе с ним выкладывают из отдельных спичек различные фигурки, привлекают его внимание к шуму, который создается при встряхивании коробки, учат считать при помощи спичек, и иногда заставляют потушить пламя зажженной спички. Во всем этом таится большое зло: дети привыкают к спичкам, просят их, ищут, когда взрослых нет дома, а найдя, устраивают игры, опасные для их жизни. Пока ребенок не подрастет, спички, свечи, зажигалки, керосинки, электрические чайники, утюги, плитки и т.д. следует убирать в такие места, откуда он не сможет достать их. Причем прятать это нужно так, чтобы у ребенка не возникло подозрение, что названные предметы умышленно скрываются от него, иначе любопытство может взять верх над запретом. Особенное внимание следует обратить на недопустимость оставления спичечных коробок в местах, доступных для детей. Можно смело утверждать, что если бы взрослые надежно прятали спички, то 75% пожаров от шалости детей с огнем вообще бы не было. Установлено, что дети очень часто проявляют интерес к огню именно тогда, когда не находят какого-либо другого занятия, когда взрослые не интересуются их играми или когда малышам предоставлена полная свобода играть и заниматься чем угодно. Особенно опасно оставлять детей одних в закрытых помещениях, квартирах или комнатах. В случае пожара они не могут самостоятельно выйти из горящего помещения наружу, а оказать им помощь бывает затруднительно и порой даже невозможно из-за того, что поздно поступили сигналы о пожаре и не сразу были приняты меры по тушению огня. Кроме того, спасаясь от огня и дыма, дети обычно прячутся в шкафах, под кроватями, столами, в углах комнат. Не понимая грозящей им опасности, они чаще всего остаются дома и не пытаются даже выбежать на улицу. Отыскать же детей в обстановке развившегося пожара при высокой температуре и сильном задымлении — задача нелегкая. У детей, начиная с 3–7 летнего возраста, необходимо воспитывать навыки осторожного обращения с огнем. Рассказывая ребенку, почему нельзя играть с огнем, нужно стремиться к тому, чтобы он осознал, что спички — не игрушка, а огонь — не забава, чтобы у него сложилось впечатление о пожаре, как о тяжелом бедствии людей. К беседе следует хорошо подготовиться и провести ее в доступной для ребенка форме, так как иначе рассказ может не вызвать у ребенка желательной реакции, а, наоборот, возбудит интерес к огню. Известно, что маленькие дети значительно легче и глубже усваивают знания, приобретают те или иные навыки, если объяснения взрослого сопровождаются показом. Немаловажное значение для воспитания навыков острожного обращения с огнем имеет воспитание у детей, начиная с раннего возраста, любви к порядку, бережливости и труду. Поступки и действия взрослых также имеют большое воспитательное значение. На ребенка сильнее всего действуют не слова и нравоучения, а примеры отца и матери. Уже этот факт, что взрослые всегда сами осторожны с огнем и не дают детям играть с ним, оказывает известное влияние на ребенка. Наоборот, если взрослые в присутствии ребенка бросают где угодно непотушенные папиросы и спички, пользуются для освещения зажженной бумагой, разжигают дрова в печке с применением керосина или бензина, то дети неминуемо будут этому подражать. Дома родители, а в дошкольном учреждении руководитель и воспитатели должны обеспечить безусловное соблюдение правил противопожарной безопасности всеми членами семьи и сотрудниками детского сада, строго поддерживать противопожарный режим и незамедлительно устранять любые причины, которые могут привести к возникновению пожара. Любые игры с огнем должны немедленно пресекаться. Вовремя остановить ребенка, удержать его от шалости с огнем — долг не только родителей, воспитателей, но и всех граждан. Основы воспитания детей закладываются в дошкольном возрасте. Наряду с другими нравственными качествами семья, детский сад, школа воспитывают у детей бережливое отношение к личному имуществу граждан. Привитие детям навыков осторожного обращения с огнем и безусловного выполнения правил пожарной безопасности составляют одну из сторон решения этой задачи. При повседневном и настойчивом контроле со стороны взрослых эти навыки со временем перейдут у детей в привычку, сохраняться на всю жизнь.
Охрана труда
Охрана труда — система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности
Одним из важнейших направлений деятельности администрации учреждения является обеспечение охраны труда и техника безопасности.
Вопрос организации охраны труда, личной безопасности воспитанников и сотрудников является одним из наиболее важных и сложных. Комплекс мероприятий в области охраны труда подразумевает создание безопасных условий пребывания дошкольников и персонала, соблюдение санитарно-гигиенического режима, мер противопожарной и электробезопасности, обучение безопасному поведению, знанию норм и правил охраны труда, ведение обязательной документации, определяемой номенклатурой дел и многое другое.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ОХРАНЫ ТРУДА
Условия труда — совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника. (Трудовой Кодекс РФ (даее по тексту — ТК РФ)
Вредный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию. (ТК РФ)
Безопасные условия труда — условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов. (ТК РФ)
Рабочее место — место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. (ТК РФ)
Средства индивидуальной и коллективной защиты работников — технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения. (ТК РФ)
ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА
Законодательство РФ об охране труда определило требования по обеспечению прав человека на здоровье и безопасные условия труда.
В ст. 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Работодатель обязан обеспечить:
- безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
- применение прошедших обязательную сертификацию средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
- соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
- режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
- приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
- обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;
- недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
- организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты и так далее.
Обязанности работника в области охраны труда
В соответствии со ст. 214 ТК РФ работник обязан:
- соблюдать требования по охране труда;
- правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
- проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда;
- немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае на производстве или об ухудшении состояния здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);
- проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические осмотры.
Основной целью охраны труда в нашем ДОУ (детском дошкольном учреждении), как и в любой другой организации, является сохранение жизни и здоровья работников и воспитанников. Кроме того, во многих случаях невозможно разграничить безопасность детей и персонала. Поэтому к охране труда в ДОУ относятся очень внимательно.
Работа в области охраны труда определяется несколькими направлениями:
- обеспечение охраны труда работников ДОУ;
- обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников (пожарная безопасность, безопасность в быту, личная безопасность, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма);
- пожарная безопасность;
- гражданская оборона;
- предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций;
- антитеррористическая защита.
РЕЕСТР НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ
1. Охрана труда. Основные документы
1.2. Трудовой кодекс Российской Федерации
1.5. Методические рекомендации по разработке инструкций по охране труда
2. Специальная оценка условий труда
2.1. Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»
3. Оценка профессиональных рисков
3.2. ГОСТ 12.0.230.4-2018. «Методы идентификации опасностей на различных этапах выполнения работ»
3.3. ГОСТ 12.0.230.5-2018 «Методы оценки риска для обеспечения безопасности выполнения работ»
4. Медицинские осмотры и обязательные психиатрические освидетельствования
4.5. Приказ Минздрава РФ от 18.02.2022 N 90Н «Об утверждении формы ЛМК»
5. Производственный контроль
5.1. Федеральный закон от 30.03.99 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
5.2. Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»
5.4. СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда»
6. Средства индивидуальной защиты и смывающие средства
6.3. Единые типовые нормы согласно приказу Минтруда РФ от 29.10.2021 N 767Н в формате excel
7. Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства
7.1. Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре)»
8. Отчетность по охране труда
Данный реестр является основой разработки локальных нормативных актов в ДОУ. На основании перечисленных выше документов разработаны Положения, Программы для проведения инструктажей, инструкции по охране труда для всех сотрудников ДОУ, а также инструкции для определенных видов работ и т.д.
Полезные интернет-ресурсы по охране труда
https://ohranatruda.ru/index.php — Охрана труда в России
http://ohrana-bgd.narod.ru/ — Охрана труда и безопасность
http://dogma.su/service-online/ospg/ — Онлайн справочник по охране труда.
ПАМЯТКИ ДЛЯ СОТРУДНИКОВ
Помни, работник, везде и всегда: главное — это охрана труда!
Охрана жизни и здоровья воспитанников ДОУ
Охрана жизни и здоровья детей в ДОУ.
Главной целью охраны жизни и здоровья детей в Учреждении является создание и обеспечение здоровых и безопасных условий, сохранение жизни и здоровья воспитанников.
В эту работу включены все участники воспитательно-образовательного процесса: дети, сотрудники, родители.
Работа с детьми включает в себя формирование у детей представлений об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях и воспитание навыков адекватного поведения в различных неординарных ситуациях.
Работа с сотрудниками строится на изучении нормативно-правовых документов, локальных актов, приказов по учреждению, инструкций по технике безопасности, должностных инструкций и обеспечении контроля за исполнением данных инструкций.
Работа с родителями носит профилактическую направленность и может осуществляться в виде консультаций, родительских собраний, оформление информационных уголков (папки-передвижки, консультационные папки, памятки, буклеты и т.п.).
Основным нормативно-правовым актом, содержащим положение об обеспечение безопасности участников образовательного процесса является Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, который в ст.41 устанавливает ответственность образовательного учреждения за жизнь и здоровье воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса.
Руководитель и весь коллектив строит свою работу на основе законодательных и инструктивно-директивных документов:
- Наличие приказов:
«О назначении ответственного за охрану труда и соблюдение техники безопасности в МБДОУ детском саду № 1 р. п. Хор»
«О назначении ответственного за пожарную безопасность в МБДОУ »;
«О порядке и сроках проведения инструктажей по ПБ с воспитанниками и сотрудниками МБДОУ детского сада № 1 р. п. Хор»;
«О дежурных администраторах»;
«О создании комиссии по предупреждению чрезвычайных ситуаций»;
«О распределении обязанностей при возникновении ЧС и порядке эвакуации детей и сотрудников при пожаре, теракте или другой ЧС»;
«О создании комиссии по предупреждению травматизма и расследованию несчастных случаев»;
«О назначении ответственных за служебные помещения»;
«О принятии дополнительных мер по противодействию возможным актам терроризма на территории МБДОУ»;
«О назначении ответственного лица за электрохозяйство»;
«О назначении ответственных за координацию мероприятий по профилактике терроризма и экстремизма в МБДОУ д/с № 1 р. п. Хор»
«О назначении ответственных лиц за прием — сдачу здания и помещений МБДОУ детского сада № 1 р. п. Хор»;
- Наличие планов:
План антитеррористических мероприятий в МБДОУ детском саду № 1 р. п. Хор;
План мероприятий по антитеррористической и противопожарной защищенности;
План мероприятий по противопожарной безопасности;
План эвакуации воспитанников на случай возникновения пожара.
- Наличие инструкций:
Инструкция по действиям сотрудников при угрозе или возникновении ЧС природного и техногенного характера;
Инструкция о мерах пожарной безопасности;
Инструкции о порядке действий персонала по обеспечению безопасности и быстрой эвакуации в случае возникновения пожара.
— Сведения о мероприятиях по обучению персонала способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях:
проводятся инструктажи: плановые 2 раза в год, внеплановые при введении в действие новых или изменении ранее разработанных правил, норм, инструкций; с занесением в журналы;
проводятся тренировочные занятия по эвакуации воспитанников 2 раза в год с составлением актов и занесением в журнал.
- Наличие памяток с указанием телефонов правоохранительных органов.
находятся в информационных уголках
- Схемы эвакуации расположены в общих коридорах на первом и втором этажах.
3.2. Системы технических антитеррористической и противокриминальной безопасности:
— имеется система противопожарного оповещения, выходящая на пульт диспетчера; подается звуковой и речевой сигнал в каждую группу;
- имеется комплекс технических средств охраны (система видеонаблюдения, кнопка экстренного вызова наряда полиции).
Также в Учреждении имеются Паспорт дорожной безопасности МБДОУ детского сада № 1 р. п. Хор; Паспорт безопасности МБДОУ детского сада № 1 р. п. Хор.
Гражданская оборона
Немного истории…
В 1931 году по инициативе нескольких государств французский генерал медицинской службы Жорж Сен-Поль основал в Париже «Ассоциацию Женевских зон» — «зон безопасности», для создания посредством двухсторонних и многосторонних соглашений локальных зон безопасности во всех странах.
Впоследствии Ассоциация была преобразована в Международную организацию гражданской обороны (МОГО). В 1972 году МОГО получила статус межправительственной организации. В настоящее время в МОГО входят 50стран, еще 16 государств имеют статус наблюдателя.
Всемирный день гражданской обороны, установленный в 1990 году, отмечается в странах — членах МОГО — с целью пропаганды знаний о гражданской обороне и поднятия престижа национальных служб спасения. День 1 марта выбран не случайно. Именно в этот день вступил в силу Устав МОГО, который одобрили 18 государств.
Среди направлений деятельности МОГО следует выделить следующие: подготовка национальных кадров в области управления в период чрезвычайных ситуаций; оказание технической помощи государствам в создании и совершенствовании систем предупреждения чрезвычайных ситуаций и защиты населения; пропаганда опыта и знаний по гражданской обороне и вопросам управления в период чрезвычайных ситуаций.
Российская Федерация является членом МОГО с июня 1993 года. Представлять Россию в этой международной организации распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 1993 года поручено Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
МЧС России активно участвует в международной деятельности МОГО. В этих целях развивается региональный учебный центр МОГО на базе Академии гражданской защиты МЧС России, разрабатываются и реализуются соглашения между МЧС России и МОГО по ряду конкретных проблем сотрудничества и предоставлению возмездных и безвозмездных услуг.
Сегодня Международная организация гражданской обороны также оказывает содействие МЧС России в продвижении инициатив в области развития международного сотрудничества. Так, МОГО активно распространяет и пропагандирует передовые российские разработки и технологии в области авиационного пожаротушения, гуманитарного разминирования, медицины катастроф и спасательной кинологии.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О гражданской обороне» выполнение мероприятий по гражданской обороне (ГО) в ДОУ организуется с целью выполнения задач по защите воспитанников, родителей (законных представителей) и работников детского сада от возможных опасностей вследствие возникновения чрезвычайной ситуации (ЧС) природного или техногенного характера, а также при возникновении военных действий и последствий этих действий.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПО ГО И ЧС В ДЕТСКОМ САДУ
Основные задачи ГО и ЧС
1. Защита постоянного состава сотрудников и воспитанников в период их пребывания в ДОУ при возникновении ЧС в мирное время, а также при угрозе нападения и при возникновении очагов поражения в военное время.
2. Создание, подготовка и поддержание в постоянной готовности невоенизированных формирований ГО и ЧС для решения задач гражданской обороны и оказания помощи пострадавшим при авариях на радиоактивно и химически опасных предприятиях, при пожарах, наводнениях и других стихийных бедствиях.
3. Создание и поддержание в готовности средств оповещения и связи, оповещение постоянного состава сотрудников и воспитанников и доведение до них требований штаба ГО и ЧС управления образования по обстановке.
Выполнение задач ГО и ЧС достигается:
1. Заблаговременным планированием мероприятий по ГО и ЧС.
2. Целенаправленной подготовкой должностных лиц ДОУ к выполнению своих функциональных обязанностей в различной обстановке.
3. Проведением тренировок по практической отработке приемов и способов защиты постоянного состава сотрудников и воспитанников.
4. Планированием бюджетных ассигнований на приобретение имущества ГО, учебных и наглядных пособий.
5. Постоянным совершенствованием ГО, периодическим заслушиванием должностных лиц по делам ГО и ЧС о состоянии доверенного ему участка работы.
При проведении экстренной эвакуации воспитанников и персонала из опасной зоны привлекается весь имеющийся в наличии личный автотранспорт сотрудников образовательного учреждения. Сотрудники образовательного учреждения, имеющие личный автотранспорт, должны беспрекословно представлять его в распоряжение администрации для осуществления экстренной эвакуации воспитанников и сотрудников из опасной зоны.
В случае выявления на территории образовательного учреждения или вблизи опасности распространения особо опасных инфекционных заболеваний все сотрудники обязаны строго выполнять требования Роспотребнадзора по проведению экстренной профилактики и иммунизации, соблюдать режим, предотвращающий занос и распространение инфекции.
Все сотрудники образовательного учреждения должны принимать меры по сохранению материальных ценностей при угрозе или возникновении ЧС. В период поведения мероприятий по защите от ЧС или их ликвидации должны приниматься меры по предотвращению или уменьшению возможного материального ущерба образовательному учреждению, по охране имущества и оборудования
Планирование мероприятий в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС проводятся заблаговременно. Весь персонал независимо от занимаемой должности, обязан четко знать и строго выполнять установленный порядок действий при угрозе и возникновении ЧС мирного и военного времени и не допускать действий которые могут вызвать угрозу жизни и здоровью персонала (переменного состава: детей и посетителей). За невыполнение требований инструкций по вопросам предупреждения ЧС, защиты персонала, детей и посетителей, а также материальных ценностей от ЧС работники учреждения могут привлекаться к материальной и административной ответственности вплоть до увольнения с работы.
ПАМЯТКИ И ПЛАКАТЫ ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ